Главное меню

Обратная связь

Click to refresh

1. Положение об объединении "Путь к мастерству".

2. Информация об объединении.

3. План работы объединения.

4. Положение о Школе молодого педагога.

5. Фото.

Планирование целей урока и результатов

Автор статьи: Купцов Александр Юрьевич

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ “СОШ 2 – многопрофильная”

Вопрос о постановке цели   урока  существует  столько же, сколько и сам урок. Вне зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности   учитель, готовясь к  встрече с учениками, задает себе, казалось бы, вечные  вопросы: «Для чего сегодняшний урок? Чему  я научу  своих воспитанников? Как   сделать знания, умения и навыки доступными для всех?»

Не за горами переход основной школы на новые образовательные стандарты. И тогда вопрос постановки целей урока станет еще более востребованным. Мы постепенно отходим от знаниевой парадигмы обучения, все больше склоняясь к развивающей компоненте. Ее роль в классической триединой цели (знания – развитие - воспитание) все более усиливается. Становится   более актуальным  вопрос о технологии постановки цели  урока.

Актуальность вопроса существует  также в связи с тем, что в школе постоянно происходит смена поколений педагогов. Приходят молодые, полные сил и уверенности учителя. Они учились в высшей школе уже  новой России, они более прагматичны, более  нацелены на результат в технократическом его понимании.

И не секрет, все чаще можно услышать рассуждения о «марании бумаги» в  контексте формулировки целей урока. Главное – выполнить набор данных в учебнике упражнений, четко следовать тематическому планированию, проводить мониторинг результатов обучения.

В этой связи необходимо помнить о соотношении цели и результата.

Часто встречаются три варианта.

1. Конечный результат (который   должен быть обязательно измерен) не только близок, но иногда превосходит поставленную цель.

2. Конечный результат уступает поставленной цели.

3. Конечный результат противоречит поставленной цели.

Очевидно, что в первом варианте школа  явно выиграет от по­лученного результата, но в дальнейшем необходимо стремиться к более точным предварительным расчетам и планам.
Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отри­цательный результат — тоже результат) и сделать правильные вы­воды. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за  плохой системы школьного менеджмента, в других случаях — из-за несбалансированно­сти оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели. Важно понять, почему не удалось достичь планируемых пока­зателей.

Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые ре­зультаты приходят в противоречие с поставленными ранее целями. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира дли­тельная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т.д. Более того, во многих случаях эти проблемы не только не разрешают­ся, но и усугубляются.

А так как школа – это «маленькое государство», копия того общества, в котором она существует, то со всеми тремя вариантами мы постоянно сталкиваемся.

Так как же соотнести цели и результаты, и как следует трактовать эти понятия?

Нам кажется более подходящей классическая трактовка пары «цель – результат» изложенная А.Н. Леонтьевым.

«Цель определяется   А.Н. Леонтьевым  как желаемый резуль­тат деятельности, сознательно планируемый человеком. Психолог увязывает два понятия – цель и результат через деятельность. Соответственно, нужен  мо­тив —   то есть то, ради чего производится эта деятельность, а цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.

Т.е. выстраиваются  2 цепочки понятий: 1) цель – деятельность – результат, 2) мотив - деятельность

При этом, мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобре­тении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А. Н.Ле­онтьева «сдвигом мотива на цель») или, напротив, мотив стано­вится целью.

А.Н. Леонтьев  отдельную, конкретную деятельность выделял  из системы деятельностей по критерию мотива. Мотив обычно определяется в педагогике  как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется. А.Н. Леон­тьев был не против этого определения мотива, но считал его до­вольно широким, не уточняющим природу (сущность) «двигате­ля», тем более что побуждать к деятельности могут и другие обра­зования, не являющиеся в строгом смысле слова мотивами. По­этому более узко он определял мотив как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

Потребность  — это   нужда человека  в чем-то, что находится вне его, хотя и отраженная на психиче­ском уровне (этим    отличается от нужды как таковой, которая есть и у растений, в то же время потребностей у них нет, поскольку от­сутствует психическое отражение нужды организмом).

Итак, ко второй цепочке понятий добавляется потребность:

Потребность – мотив – деятельность.

Наиболее широким является понятие «мотива», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотив  представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность.

Понимаемый как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотив  изучается в самых разных аспектах, в силу чего   трактуется   по-разному. Исследователи определяют мотив  как         особую сферу, включающую в себя потребности и    интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Причем, по А.Н. Леонтьеву, деятельность в данном контексте представляет набор, последовательность действий и операций.

В обобщенном виде указанные выше две  цепочки понятий могут быть отражены в   схеме 1:

Педагогическая целесооборазность при достижении цели (соотнесенная с результатом) как раз и определяется конкретным набором предпринимаемых действий учителем и планируемых им  действий для учеников, а также организацией операций, производимых на уроке. Короче говоря, в этом и есть суть педагогического мастерства учителя при планировании урока и достижения его целей в виде результатов.

Итак, планируя урок, молодому специалисту следует

- организовать ряд мероприятий по формированию интереса к изучаемому предмету: внеклассными мероприятиями, пропагандой значимости предмета в современном мире, яркостью, образностью, нестандартностью и т.д. (об  этом - отдельный разговор). Каждый урок должен чем-то удивлять. Будьте эмоциональны на уроке!

- помнить, что сформированный таким образом интерес даст толчок к потребности в изучении предмета, в возникновении мотивов учебы, ученики будут с желанием посещать уроки (не все, конечно, но основная часть);

- планируя цели урока, не ставить мысленно знак равенства между целью и результатом, как это иногда преподносится в литературе. Помните, что к результату приведут Ваши продуманные мероприятия (а в нашем контексте – действия и операции), которые вовсе могут не совпадать и часто не совпадают с механическим выполнением череды упражнений учебника. «Раскрывайтесь»  на уроке! Не  уходите «в сторону», как бы ни были соблазнительны  различные возникающие на уроке ситуации.

- помнить, что цели, как и результаты, должны быть заданы операционально, что их можно отследить и замерить.

При соблюдении этих условий успех на уроке Вам гарантирован.

Список использованной литературы:

Р.С.  Немов Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

А. Большаков.  Краткий  курс.  МЕНЕДЖМЕНТ.  Учебное пособие

Е.Е. Соколова.  Основные положения неклассической психологии А.Н. Леонтьева

 

Приложение >>

 
 
Ulti Clocks content

Поиск

">

Видео проигрыватель

Get Flash to see this player.

Полезные ссылки

Безопасный город
Открытые данные г.Нижневартовск

До начала комендантского часа
Время до комендантского часа